История выставок в России


Выставки в том качестве, в котором мы наблюдаем их сейчас, своим появлением обязаны древнему торговому действу — ярмаркам. И несмотря на то, что выставки не могут похвастаться древней историей, которой обладают ярмарки, эти два понятия неразрывно связаны.

С тех пор как человек начал обмениваться продуктами своего труда, появилась необходимость привлечения интереса к созданным товарам, что и служило стимулом для развития выставочно-ярморочного дела.

Изначально взаимоотношения производителя и потребителя складывались на обычных базарах и «торжках». Со временем между субъектами сделок вырабатывались четко выполняемые принципы взаимоотношений, что в свою очередь и привело к новой ступени организации торговли — к ярмарке.

От ярмарки — к выставкам


Само понятие ярмарки известно в разных странах под разными названиями, но везде едино его значение — «места периодических съездов торговцев и привоза товаров». Первопричиной таких «съездов» были неудобства путей сообщения между торговыми центрами и отсутствие безопасности для торгующих при передвижении товаров.

Эти неудобства заставляли везти товары в те места, которые наиболее охранялись и наименее были обременены местными пошлинами и поборами. Нарушение ярмарочного мира стало караться строгими наказаниями и создано было особое ярмарочное право для охраны торговых сделок и безопасности торгующих. Ярмарки стали не только средством торговли, но и большим праздником со множеством развлечений для посетителей, это качество присуще современным выставкам и по сей день.

Зарождение и начало развития выставочно-ярмарочной деятельности в России относят к периоду конца Х — начала XIв. К нашему времени сохранились первые упоминания о крупных торгах на Руси Х-XII вв. в Великом Новгороде и ярмарках в Архангельске. Регулярные же ярмарки известны с середины XIV в., с этого времени ярмарочное дело бурно развивается и к XVII в. Нижегородская, Иркутская и Ирбитская ярмарки уже широко известны в Европе, Азии и Индии.


Российские ярмарки называли «пульсом народного организма», явлением уникальным, поражающим воображение. Посетив Россию, французский путешественник Реман в 1804 году сделал любопытный вывод о российских ярмарках: «Ярмарки Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названия ничего не значащих сборищ в сравнении с тою, которая бывает в сем скудном месте». И это при том что Лейпцигская ярмарка к тому моменту имела торговый стаж 634 года! Статистика российских торгов по данным министерства финансов империи того времени в 1895 г. впечатляет — на этот период в стране было зафиксировано 18 452 ярмарки!

При Петре I появляется первое подобие выставок — «смотрины» российских товаров и изящных изделий, устраиваемые им для узкого круга приближенных и, в основном, для отбора поставщиков Двора Его Императорского Величества и армии. И уже с начала XIX в. в России распространяется идея, что ярмарочный сбор товаров должен преследовать кроме торговых целей и другие. В уставы российских ярмарок теперь записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства», что можно считать отправной точкой появления выставок на Руси.

Выставка или ярмарка?


Если ярмарки, в основном, были местами рыночной торговли, то выставки в первую очередь занимались демонстрацией товаров.

Выставки отличались от ярмарок по четырем основным параметрам. Во-первых, выставки были чаще однократными мероприятиями, не имели циклического характера. Во-вторых, располагались в постоянных сооружениях, построенных специально для них. Начавшись в XVIII веке, практика строительства сооружений для единственной цели — размещения выставки стала началом индустрии выставочных и конгресс-центров. В-третьих, ярмарки не были хорошо организованными мероприятиями, отсутствовал прямой контроль над купцами, продающими свои товары. Выставки же — это высокоорганизованные мероприятия, с самого начала создававшиеся правительственными департаментами или комитетами с целью продвижения торговли.

Наконец, выставки отличались способом ведения бизнеса. На ярмарку товары производились для продажи, а на выставках коммерческая деятельность или продажа выставленных товаров обычно не происходила. Однако, неотъемлемой частью демонстрации товаров была надежда на продажи в будущем. По этому принципу выставки действуют до сих пор.

Первые промышленные выставки


В 1828 году последовало Высочайшее соизволение Императора Николая I на открытие «первой Публичной Выставки в С.-Петербурге в 1829 г. на Правилах, Высочайше апробированных». Согласно Правилам, главное попечение возложено на Мануфактурный Совет, избравший 5 членов, составляющих особый Комитет. И 15 мая 1829 года в Санкт-Петербурге открылась первая публичная выставка Российских мануфактурных изделий, которая продолжалась три недели и имела очень большой успех у публики.

На протяжении XIX века в Росси состоялось еще 16 выставок с постепенным формированием их правил, законов и норм проведения. На выставки допускались фабричные и мануфактурные изделия без платежа гильдейских сборов, но с обязательными клеймами, которые удостоверяли русское производство товаров.


Первая всемирная промышленная выставка открылась в 1851 году в Лондоне, когда стали очевидными необходимость расширения рынка и поиск новых потенциальных потребителей продукции для стремительно возрастающей мировой промышленности. Торжество новой техники называлось: «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года».

Для проведения этой выставки был возведён Хрустальный дворец — гигантское здание из стекла и стали, предвестник современной архитектуры выставочных зданий. Внутри дворца посетителям демонстрировали удивительные изобретения — например, прототип факс-машины, и, так называемый, «предсказатель бурь».

Выставки нового времени


До 1941г. выставочная деятельность России (к этому моменту уже СССР) бурно развивалась, не прекращаясь даже во время войн с Японией и Финляндией. В 1958 г. открылась известная на весь мир Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ).

Выставочное дело во всем мире продолжало бурно развиваться. В 1947г. состоялась первая Ганноверская промышленная выставка-ярмарка, являющаяся крупнейшей в мире промышленной выставкой на сегодняшний день. Обычно, в этой выставке участвуют около 6 тысяч экспонентов и около 200000 посетителей.


Сейчас в мире проводится около 30 000 выставок, в которых участвует около 3,2 миллиона экспонентов и около 350 миллионов посетителей, а выставочная карта мира выглядит следующим образом — как показано на изображении слева.

Со вступлением в эпоху «Новых технологий», с появлением Интернета и проникновением его во все сферы жизни современного человека, начался новый этап развития выставочного дела. Благодаря появлению интернет-выставок — стало возможным представлять свою продукцию не выходя из офиса огромному кругу потенциальных покупателей, информация о ней будет доступна столько, сколько нужно, без территориальных и временных ограничений обычной выставки.

Участвовать в интернет-выставках — проще и доступнее, теперь появились новые возможности демонстрации продукта широкому кругу потенциальных покупателей на обширной территории. Благодаря этому, представлять свою продукцию наравне с признанными корпорациями-гигантами теперь могут даже небольшие компании. Это, несомненно, создает здоровую конкуренцию и отличные возможности развития всех отраслей российской экономики и промышленности.

http://productcenter.ru/home/history

Thanks! You've already liked this
Комментариев нет